Переводы с чешского и на чешский язык
РЕКОМЕНДУЕМ: Ваш репетитор онлайн | Быстрые и надежные переводы денег онлайн |
Прага инфо. Объявления. Каталог. - История и факты Астрономических часов на Староместкой площади.















Друзья сайта



Статистика




История и факты Астрономических часов на Староместкой площади.



Звёздное время для жителей Праги

       Астрономические часы на Староместской площади заставят туриста с биноклем задуматься о вечности.

       Среди первых мыслей в голове туриста, оказавшегося на Староместской площади и рассматривающего удивительные циферблаты Пражского орлоя, — должна быть мысль об их очевидном и странном анахронизме. Экскурсоводы на разных языках вкратце рассказывают историю часов, говорят об исчислении времени, пасхальном календаре, поясняют сюжет кукольного представления, упоминают и о том, что часы в Праге дают сразу несколько вариантов времяисчисления: немецкое (время Центральной Европы), старочешское и вавилонское — их показывает стрелка с позолоченной рукой на конце, — а также звёздное.

       Конечно, не все это появилось сразу, но тем не менее сами часы уже были в 1410 году, то есть более чем за два века до изобретения современного часового механизма. В XV веке для управления ходом стрелок не использовались ни маятник, ни анкерный механизм.

       Среднестатистический землянин на вопрос о том, каким бывает время, вспомнит про летнее и зимнее, а также поясное время. Но, судя по тому, как умные операционные системы дважды в год предлагают перевести часы, а операторы мобильной связи напоминают в роуминге о нахождении в другом часовом поясе, и эти познания вскоре простым гражданам будут не нужны. Как давно уже забылось, что означает выражение «битый час», превратившееся теперь в синоним долгого ожидания. А ведь некогда в «битых часах» измерялось время! Никакого циферблата не было, и механизм часов управлял не стрелками, а колоколом (лат. Clocca — отсюда английское clock).

       Но и механические часы с боем были не первой попыткой исчисления времени. Солнечные, водяные и песочные часы — более простые приборы, с помощью которых люди издревле пытались вести отсчет времени. Солнечные часы были самым естественным и самым распространённым хронометрическим прибором, независимо возникшим на разных континентах. При всех различиях в конструкции, они были основаны на суточном, а порой и годовом движении Солнца. Такие часы сильно зависели от времени суток и сезона, а главное — от погоды, однако их и по сей день можно увидеть на стенах крепостей и храмов по всей Европе.

Как часть солнечных часов было естественно использовать купола храмов. Самый известный пример — купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. В 1474 году известный учёный эпохи Возрождения и гуманист Паоло Тосканелли (Paolo Toscanelli, 1397–1482) установил в храме свой знаменитый гномон, с помощью которого момент полудня определялся с точностью до полусекунды. На высоте 90 м. у южного окна он прикрепил бронзовую пластинку с отверстием посередине, а слева от главного алтаря, в полу капеллы Санта-Кроче, сделал линейку с делениями. Солнечный луч проходил через отверстие диска и достигал пола храма ровно два месяца в году, с конца мая по конец июля. Прибор просуществовал до конца XIX века, пока не был уничтожен реставраторами — по незнанию. А ведь с помощью гномона Тосканелли уточнил существовавшие астрономические таблицы и получил первое в эпоху Возрождения относительно точное значение для длины земного меридиана.

       Для создания водяных или механических часов требовалось уже довольно высокое развитие техники, которое впервые было достигнуто, по-видимому, только в эллинистический период в Александрии. В средневековой Европе особый интерес к часам проявляли монахи. Уже Петр Дамиан  писал о необходимости соизмерять монастырскую жизнь по часам. Эти часы общего пользования не имели циферблата, о течении времени сообщалось ударами механической фигурки по колоколу.

       К концу XIII века мысль о необходимости пользоваться единым стандартом времени не только в монастырской, но и в светской жизни проникает в общественное сознание почти повсеместно. Петрарка (Francesco Petrarca, 1304–1374) окрестил такие часы «публичными» (publicum horologium). Постановления о сооружении «публичных» часов, относящиеся к XIV веку, хранятся в муниципальных архивах почти всех крупных городов: Орвието (1307), Модена (1309), Дубровник (1322), Милан (1336), Виндзор (1351), Авиньон (1353), Прага (1354), Регенсбург (1358)… Иногда их предполагалось размещать на башнях ратуши, иногда — на церковных строениях. К сожалению, по дошедшим до наших дней источникам не удается восстановить, какие из этих проектов были действительно реализованы. Возможно, в числе первых были башенные часы британских аббатств: Вестминстерского (1288 год) и Кентерберийского (1292 год). Возможно, первенство принадлежит Милану в 1335 году. И для того и для другого суждения есть основания, но историки не считают их в достаточной степени подтвержденными.

       Первым достоверным случаем установки городских башенных часов признают лишь работу немецкого мастера Генри де Вика (Henri de Vic) 1364 года. Король Франции  Карл V Мудрый (Charles V de France, 1338–1380) пригласил его в Париж специально для того, чтобы он сконструировал и построил на дворце башенные часы с боем. Это, кстати, стало и первым случаем стандартизации государственного времени: король издал указ, в соответствии с которым все церкви города должны были равняться на точный прибор и отбивать по нему часы и четверти часа. Постепенно по парижским часам стала жить и вся страна. И только к XVI веку башенные часы распространились уже по всей Европе — они появились в Италии, Великобритании, Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии, Чехии, России.

       Довольно трудно сказать, когда в точности появился циферблат с часовой стрелкой, но про минутную известно точно: 1577 год — ею швейцарский мастер Йост Бюрги (Jost Bürgi, 1552–1632) по просьбе Тихо Браге (Tycho Brahe, 1546–1600) оснастил водяные часы последнего, чтобы тот мог с большей точностью проводить астрономические наблюдения. Секундная была невозможна до работ Кристиана Гюйгенса (Christiaan Huygens, 1629–1695), а до появления хронометра Джона Гаррисона (John Harrison, 1693–1776) ход городских часов контролировали по солнечному времени.

       Сегодня астрономические часы можно увидеть во многих городах. В Берне и Праге они установлены на башнях, а в Мюнстере (Германия) или Лунде (Швеция) часы украшают местные кафедральные соборы. Однако первые астрономические часы были построены в Страсбурском кафедральном соборе в 1354 году. Они были высотой около 12 м. и имели годовое календарное колесо диаметром около 3 м. Астролябия перед часами показывала движение Солнца, Луны и дневных звёзд. Ежедневно в полдень перед фигуркой Богородицы проходила процессия волхвов, а механический петух кричал, размахивая крыльями. Позже часы не раз реконструировались, пока в 1842 году не приняли знакомый многим вид. Сложная техническая конструкция выросла до 30 м, в часах установлен передвижной церковный календарь, рассчитанный на десять тысяч лет (он выставляется раз в год, так чтобы указатели дат Пасхи и остальных праздников соответствовали текущему календарю), планетарий демонстрирует положение Солнца, Земли и Луны согласно системе Коперника. Перед часами расположен небесный глобус, показывающий ежедневное движение звёзд над Страсбургом. Усовершенствованы и фигурки: в астрономический полдень по местному времени (12 ч. 30 мин.) они устраивают представление смены четырех возрастов жизни, а механический Христос благословляет кукольных Апостолов и прихожан.

       В XVI веке в Прагу переехал двор императора Священной Римской империи Рудольфа II Габсбурга (Rudolf II Habsburg, 1552–1612), получившего прозвище «короля алхимиков». Как утверждали современники, всякий чудак, умеющий рассуждать об ангелах, демонах и магии, мог рассчитывать на место при дворе. Именно тут нашел последние пристанище последний гений доинструментальной астрономии Тихо Браге, тут же прошли лучшие годы создателя астрофизики Иоганнеса Кеплера (Johannes Kepler, 1571–1630).

       Первое упоминание о курантах на Староместской площади относится к 1402 году, а по официальным данным они были установлены на левой стороне башни ратуши в 1410 году. Часовщик Микулаш из Кадани (Mikuláš z Kadaně) сделал механизм, а ректор пражского университета, математик и астроном Ян Шиндел (Jan Šindel, 1370 – ок. 1443) вычислил астрономическую часть.

       Внешний чёрный циферблат с двадцатью четырьмя позолоченными готическими цифрами показывает старочешское время, которое отсчитывалось от захода Солнца. Поскольку момент заката меняется на протяжении всего года, старочешский циферблат медленно вращается и синхронизируется с соседней римской цифрой на следующем круге. Здесь римскими цифрами дважды по 12 часов показывается немецкое время. Отсчет времени от 1 до 24 начинался с восхода Солнца и долго сохранялся как в некоторых городах Германии, так и Италии. С 1560 года эти часы показывают привычное нам время: полдень обозначен цифрой XII в крайней верхней точке, на голубом фоне, полночь (тоже XII) — на противоположной, тёмной стороне циферблата.

       Схожий со старочешским циферблат с началом исчисления суток с момента заката (итальянское время), можно увидеть и на башенных часах на площади Сан-Марко в Венеции. Причем тогда числа записывались римскими цифрами без вычитаний: число четыре выглядело как IIII, а не как привычная нам IV, то же самое можно сказать и о девятке, выглядевшей как VIIII. В Праге уже применялась привычная нам формае.

       Ещё более интересные часы находятся в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Здесь деления расположены против хода единственной часовой стрелки, переход к новым суткам начинается в крайней нижней точке циферблата и исчислялся от заката, когда читалась молитва «Ave, Maria». Коррекция хода часов в соответствии со временем истинного заката проводилась каждые 8–9 дней вручную, а не механически, как в Праге. Итальянское время было принято в Европе вплоть до позднего Средневековья.

       Центр Пражского орлоя символизирует Землю (в соответствии со средневековыми представлениями о мироустройстве), ось стрелки часов указывает на географический центр Праги. Чёрный круг внизу циферблата изображает ночь, коричневое поле — область рассвета и сумерек, а голубое поле обозначает область дня. Пояснительные надписи на латыни на границе областей уточняют что есть что: aurora («заря»), ortus («восход»), оccasus («закат») и crepusculum («сумерки»).

       Позолоченные окружности, расходящиеся от оси часов, последовательно обозначают Тропик Козерога, Экватор и Тропик Рака. А позолоченные дугообразные линии на голубом поле показывают вавилонское, или планетарное время, т.е. сколько часов назад взошло Солнце. На вавилонском времени была основана система планетных часов. Его показывает третий циферблат — двенадцать меняющихся в зависимости от времени года (так называемый «косых») дневных часов, обозначенных чёрными арабскими цифрами, отсчитывали время от восхода Солнца. Летом каждый вавилонский час длится дольше, чем зимой.

        Позолоченное солнышко на небольшой стрелке поверх часовой показывает положение Солнца на небосводе в соответствии с временем года. Постепенно Солнце перемещается из одного знака зодиака в другой. Сложная система рычагов соединяет Солнце с Луной — она представлена в виде сферы из двух половинок — тёмной и светлой — на лунной стрелке. Сфера показывает фазы Луны, и одновременно можно определить, в каком знаке зодиака находится спутник Земли. Знаки зодиака находятся на кольце эклиптики, благодаря чему всегда можно определить, какой знак восходит сейчас в Праге.

       Ещё одна небольшая стрелка с восьмиконечной звёздочкой показывает звёздное время. Она направлена на римские цифры второго круга циферблата, и по ней заметно, что среднеевропейское время не соответствует точному звёздному пражскому.

       Под часовым циферблатом находится вторая часть часов — календарь. Он был создан в 1866 году. Круглая медная пластина в течение года поворачивается вокруг центральной оси под гербом квартала Старо Место. Позолоченная метка в верхней части указывает на конкретную дату. У края пластины написаны маленькие цитаты из старочешского календаря XVI века, которые служили для запоминания главных церковных праздников. В следующем поясе находятся буквы A-G, обозначающие дни недели. Их использовали для расчёта дня Пасхи. На внутреннем поясе готические цифры обозначают дни в месяце. По внешнему периметру внутри круга расположены двенадцать медальонов — символических картинок месяцев года, а ближе к центру — двенадцать знаков зодиака.

       К сожалению, невооруженным глазом рассмотреть всю эту красоту в подробностях невозможно: нужен хороший бинокль или фотоаппарат с длиннофокусным объективом, чтобы потом рассмотреть часы на компьютере.

       Пражские часы стали третьими астрономическими часами в мире. В 1552 году мастер Ян Таборский (Jan Taborský) отремонтировал и усовершенствовал механизм часов. Ничего подобного до этого времени в Европе не было. Часы постоянно ломались, ремонтировались и усовершенствовались, однако в течение следующих 200 лет сохранилась их первоначальная конструкция. Поворотным моментом их дальнейшей истории, как известно, когда древний колесный механизм заменили более совершенным. Впрочем, по правде говоря, после этого часы стали лишь точнее показывать все то, что показывали и раньше.


Марина Бродская, 23.10.2008    Телеграф «Вокруг Света»: Звёздное время для жителей Праги



Форма входа

Поиск

Разделы новостей

Новости сайта [17]
Новости Чехии [141]
Анонсы событий [152]
Культура и искусство [19]
История и достопримечательности [20]

Реклама на сайте