Пражская еврейская община — одна из самых старых в Центральной Европе. Упоминание о купцах иудеях, торговавших на местных рынках, мы находим в документах, относящихся к середине X века. Как и в большинстве других средневековых христианских городах, евреям в Праге нельзя было селиться за пределами гетто. Оно возникло в XII столетии на правом берегу Влтавы, на месте района, который сейчас называется Йозефов.
Бедность и скученность в гетто были чудовищными. В 1867 году император Йозеф II — в честь него район и назван Йозефов — уравнял евреев в правах с другими подданными империи. После этого возник план сноса гетто. К началу XX века на месте безобразных лачуг выстроили добротные дома. С того времени Йозефов практически не менялся...
Внешне Йозефов мало отличается от Старой Праги: те же улицы, те же фонари. Но присмотревшись, начинаешь замечать звёзды Давида на домах, антикварные лавки, странные часы, у которых вместо цифр буквы древнееврейского алфавита и стрелки бегут в обратную сторону. В обменных пунктах тут запросто можно купить и продать шекели.
Увидев в витрине антикварной лавки семисвечник, я зашел в нее, надеясь обнаружить еще какие-нибудь предметы, связанные в еврейской жизнью. Но ничего такого там не оказалось. Хорошо в магазине оказалась представлена не еврейская, а русская старина:
— Можно это серебро подержать в руках? Это нож для резки книг. Российское серебро. Клеймо Киевской артели стоит, начало века. Л.Н. Толстой.
— Давно лежит?
— Нет. Две недели.
Хотя от прежнего гетто в Йозефове мало что осталось, все, кто приезжает в Прагу, непременно посещают этот район. Ведь здесь разворачивалось действие знаменитого романа Густава Майринка «Голем». Это литературная обработка древней мистической еврейской легенды о глиняном человеке, которого вылепил и оживил пражский ученый-каббалист Иегуда Лев бен Бецалель.
Главное место в городе, связанное с легендой о глиняном человеке — Старо-нова синагога. Она самая старая из сохранившихся в Европе — XIII века. Мужчинам при входе бесплатно выдают бумажные кипы. С непокрытой головой им в синагогу входить нельзя.
Вот в этой синагоге и жил рабби Лев. Жил он со своей супругой. Своего дома у них не было. Старо-новая синагога - действующая. Службы здесь проходят ежедневно по утрам и в субботу.
Согласно еврейскому преданию фундамент здания сложен из камней разрушенного в I в. до н. э. Иерусалимского храма. Они якобы были перенесены сюда из Святой земли ангелами. Обитатели Йозефова не раз укрывались в Старо-новой синагоге от погромов.
На время молитвы синагогу для туристов закрывают. Почетные места вдоль стен предназначены для наиболее уважаемых членов. Все места в синагоге пронумерованы, а место номер один принадлежит самому известному раввину Иегуде Леву бен Бецалелю, создателю пражского Голема. Он сидел вот здесь. После его смерти это место не имеет права занимать больше никто.
По одной из легенд Голем служил своему хозяину 13 лет. Когда все недруги пражских евреев были обезврежены, надобность в нём отпала. И Голем был тогдашним раввином уничтожен здесь на чердаке. Гроза антисемитов превратился в ком глины, который прикрыли старыми тряпками и книгами. На следующий день раввин объявил о строгом запрете подниматься на чердак Старо-новой синагоги. Это, наверное, и породило в свое время массу слухов.
Иегуда Лев бен Бецалель похоронен на старом еврейском кладбище. Здесь на крошечном клочке земли установлено около 12000 надгробий. Места на кладбище катастрофически не хватало, так что приходилось хоронить одних поверх других. По приблизительным подсчётам, здесь покоятся останки примерно 200 000 человек. Я без труда нашел могилу создателя глиняного человека. Многочисленные посетители протоптали к ней тропу.
Вот и могила раввина. Вообще, жизнь и смерть этого человека были окутана мистикой. Говорят, что он занимался каббалой и создал хитроумное приспособление, которое звенело, когда смерть подходила к нему близко. Но однажды он забыл взять с собой этот механизм, и смерть явилась к нему в образе внучки. Она вручила раввину отравленную розу. Чего только не придумают люди. Но, находясь в Праге, таким вещам почему-то веришь.
Казалось, с уравнением в правах всех граждан империи и перестройкой гетто, завершилась почти тысячелетняя эпоха притеснений и издевательств над пражскими евреями. Но грянул 1939 год. Нацистская Германия оккупировала Чехию. В ней тогда проживало 92 тысячи лиц еврейской национальности. 74 тысячи нацисты уничтожили в концлагерях: Треблинке, Майданеке, Аушвице, Терезине. Из тех, кто уцелел, более половины после войны покинули Чехию.
Некогда одна из самых больших в Европе еврейская община в Праге так и не восстановилась. Сегодня она насчитывает всего около 1600 человек. Из них единицы живут в Йозефове. Но благодаря ли легенде о Големе или ещё почему-то, в атмосфере бывшего еврейского квартала по-прежнему растворено нечто мистическое, таинственное. И это не может не привлекать сюда толпы приезжих.
Естественно, что тему Голема здесь эксплуатируют все, кто так или иначе зарабатывает на туристах. Я заглянул в первую попавшуюся сувенирную лавчонку. Как и ожидалось почти все товары в ней оказались связаны с Големом. Книги о Големе, фигурки, брелоки.
—А это кулон? Вот еще спички есть. Сколько стоят?
—7 крон.
— Я возьму. А сколько стоит такой вот Голем?
— 140 крон.
—А книга?
— 187.
— Даже на русском есть. А это вот для детей специально придумали с картинками. Вся история раби Лева и Голема. Эта, вы сказали, стоит 187, а эта 197. Эта подешевле и получше. Ещё дайте мне, пожалуйста, закладку. Кажется, всё. Посчитайте.
Рестораторы стараются не отстать от продавцов сувениров. Гуляя по Йозефову, я, конечно же, набрел на заведение «У Голема». Ресторан этот не кошерный, поэтому еврея, соблюдающего закон, в нем не увидишь. Но блюда готовят по еврейским рецептам. Что нам предлагает ресторан «У Голема»: блюдо «Карман раввина», «Гнев Голема», бифштекс «Раби Лев». Я, пожалуй, остановлюсь на «Гневе Голема». Пикантное мясо. Сидеть на пражской улице за столиком и в ожидании когда тебе принесут еду, любоваться старым городом — что может быть приятнее.
Конечно, сто лет назад назвать ресторан «У Голема» здесь не решился бы никто. Само это слово вызывало тогда мистический ужас. А как, подумал я, относятся к этой легенде современные пражские евреи?
Раввин Мание Барош приехал в Прагу десять лет назад из США. Выучил чешский, что было нетрудно — Мание понимает по-русски, его родители — эмигранты из бывшего СССР. Теперь он руководит общиной в Йозефове.
— Ну, а про Голема вы что думаете?
— Махарал, учитель, великий рабби Лев, который, по легенде сотворил Голема, был каббалистом, мудрецом, он написал 20 философских книг. Мог ли он создать Голема? Думаю — да. Создал ли на самом деле? Не знаю. Но это и не важно.
Жизнь немногочисленной еврейской общины Праги по-прежнему связана с Йозефовом. Просто потому, что здесь находятся Старо-новая и другие синагоги города. Среди верующих много молодых людей. Они прямо на улице активно занимаются просвещением приезжающих сюда евреев, которые, как правило, давно потеряли связь с иудейской традицией. Показывают, например, как надевать тфилин, кожаные коробочки с отрывками из Торы, без которых нельзя приступать к молитве.
В Йозефове работает еврейский детский сад. В него привела меня супруга раввина Бараша, которая выполняет здесь роль директора. Малыши лепили из пресного теста разные фигурки. Я присоединился к ним и с помощью моей спутницы попробовал выяснить, как они представляют себе Голема:
— Голем был большим или, может, маленьким?
— Нет. Он был большим.
— А где он жил, в Израиле?
— Нет. В Праге.
— Он был злым или добрым? Красивым или нет?
— Он не был человеком.
— Он был женщиной.
— Во, как. Оказывается, Голем был женщиной.
— А почему рабби Лев сделал Голема?
— Чтобы защитить евреев.
— А где сейчас Голем?
— Спит.
Что ж, дай бог, чтобы больше никогда у защитника пражских евреев Голема не было повода просыпаться. И ничто не омрачало праздничной атмосферы, царящей на улицах Златой Праги.
Источник - www.vokrugsveta.ru |